Рецепт артоса – ХЛЕБ🍞 на Пасху

ХЛЕБ🍞 на Пасху

Артос — пасхальный хлеб, который изготовляют и дают людям лишь раз в году, затем берегут как можно дольше после завершения торжества. Истинно верующие знают, что, кроме повсеместно распространенных в миру атрибутов священного праздника, это — ещё один важнейший символ Пасхи.

Пасха — один из главных христианских праздников, во время которого проводятся грандиозные крестные ходы, в церквях звонят колокола, царит радость и веселье. Даже далекие от религии люди знают, что в этот день принято красить яйца, кушать куличи и отвечать на пасхальное приветствие «Христос воскрес» с детства известными словами «Воистину воскрес».

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

История возникновения артоса

«Артос» (произносится с ударением на первый слог) в переводе с греческого языка означает «хлеб». В православии это — квашеный, кислый хлеб, освящаемый на Пасхальную седмицу. Его рецепт передается из поколения в поколение. Он — всецелая просфора (без удалённых из неё частей на проскомидию — первую часть литургии, во время которой из просфоры вынимаются кусочки в память о Святых, а также за упокой и во здравие мирян), иначе — единый членам Церкви.

Пасхальный хлеб, который раздают в православной церкви, выглядит как высокий цилиндр. Он состоит из двух частей: объёмного основания и плоской крышки, на которой изображается крест и терновый венок. Христос, распятый на кресте, отсутствует, как символ того, что Он победил смерть. Иногда на артос наносятся буквы ХВ — аббревиатура словосочетания «Христос воскрес».

Первые письменные упоминания о том, что такое артос, появились в начале XII века. А появление этого хлеба, почитаемого в церкви, относят к тем давним временам, когда Спаситель вознесся на небо. Думая о Нём, о каждом слове, поступке и действии, совершенном Господом, последователи и ученики Иисуса изо дня в день утешались молитвами и воспоминаниями, учились принимать земной мир без Него. Но при трапезе Апостолы не смели занять главное место за столом и есть без своего духовного наставника, а оставляли место незримо присутствующему Господу, кладя для Него хлеб.

Служители храма, подражая ученикам Христа, на празднование Пасхи клали в храме хлеб. Им выражали мысль, что Спаситель, приняв муки в искупление грехов человечества, ушёл на небо, но осталось его олицетворение и символ жизни — артос.

Освящение и употребление церковного хлеба

Артос, освящаемый в первый день Пасхи, занимает важное место в праздновании. В завершение литургии, посредством произнесения специальной молитвы (называемой заамвонной, потому что для ее чтения священник сходит с алтаря за выступ, именуемый амвоном, или же останавливается на нём) происходит таинство освящения артоса, одного или когда приготовлено много — всех сразу. В окончании ритуала хлеб окропляется святой водой, и благословляется с соблюдением всех принятых при этом церемоний.

На протяжении всего времени празднования Пасхи артос находится перед Царскими вратами. Во время богослужения его ставят перед иконой Спасителя, чтобы не препятствовать проходу через врата духовных лиц. Каждый крестный ход пасхальный хлеб обносится вокруг храма.

В Светлую субботу, когда заканчивается литургия, производится раздробление артоса. Для этого читается специальная молитва, обращенная к Спасителю с благодарностью за то, что он утоляет голод нуждающихся людей хлебом, и восхваляющая его мудрость и всепрощение

После проведения обряда и целования Креста части хлеба раздают народу в качестве святыни. Полученные кусочки артоса принято есть лишь в исключительных случаях: при болезни или серьезных духовных проблемах.

Употребляют святой хлеб на голодный желудок, после совершения молитвы с просьбой о помощи, обращенной к Господу. Хранят его возле икон. А в случае порчи можно сжечь продукт, пустить по чистому ручью или отнести обратно в церковь, чтобы священник провел обряд уничтожения святого кушанья по всем правилам.

Рецепт приготовления артоса в домашних условиях

Довольно часто хозяйки вносят свои изменения в процесс приготовления артоса, чтобы он был вкуснее или проще в изготовлении. Красиво украшают и подают на стол, называя эту выпечку пасхальным хлебом. Но настоящий артос нужно делать по старинному, одобренному священнослужителями способу, а потом обязательно освящать в храме. Вот рецепт приготовления, который дают монахи.

Ингредиенты для истинного хлеба:

  • мука грубого помола — 1200 г;
  • кипяченая вода — 1 стакан;
  • святая вода — 1 стакан;
  • соль — 30 г;
  • дрожжи — 30 г.

Процесс приготовления не вызовет особых затруднений.

Этапы работы Тонкости
Налить в посуду для замеса теста половину святой воды, добавить 400 г муки. Обдать кипятком для достижения того, чтобы в дальнейшем пасхальный хлеб был сладким и имел стойкость к зачерствению.
Перемешать, охладить, затем всыпать дрожжи и добавить соль. Соль заранее развести в святой воде и таким образом влить в смесь.
Полученную массу тщательно вымешать и оставить подниматься. Подождать полчаса.
Далее ввести оставшуюся муку и замесить тесто. Дождавшись того, как оно подойдет, раскатать.
Сформировать две части — нижнюю (объемную) и верхнюю (почти плоскую). На верхнюю часть поставить печать с изображением креста и венка.
Соединить их между собой с помощью воды и поставить выпекаться. Выпекать при температуре 180 градусов в течение 15–20 минут.

Готовым изделиям дать постоять в течение часа, после чего можно убрать в специально приготовленное для них место.

 Загрузка …

propaskhu.ru

Артос: пасхальный хлеб — Православный журнал «Фома»

Всю светлую седмицу в православных храмах можно увидеть большую просфору, лежащую на специальном столике на самом почетном месте – перед открытыми Царскими вратами. Это артос. Так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб».

Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о своем Учителе – они вспоминали каждое Его слово, каждое действие. Собираясь на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб.

Продолжая Апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили традицию в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. В православных монастырях эта традиция сохранилась практически в неизменном виде: всю Светлую седмицу артос приносят в трапезную и поставляют на свободное место за столом или же на отдельный столик. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни.

 

Как пекут артос

Как правило, артосы начинаю выпекать в дни Великого поста или незадолго до его начала. Это зависит, в первую очередь, от их необходимого количества. В приходских храмах, где выпекают небольшое количество хлебов, вполне управляются за неделю до Пасхи; в больших монастырях, где счет идет на тысячи, делать это начинают задолго до Великого поста.

При этом сам процесс выпекания артосов, по сути своей мало чем отличается от выпечки обычных просфор, и, может, не столько сложен, сколько трудоемок. Достаточно сказать, что только сама выпечка продолжается более четырех часов. А ведь еще надо подготовить тесто, остудить выпеченные артосы…

Полный технологический цикл выпекания артосов длится без малого двадцать четыре часа. А выпекают артосы в… обычных алюминиевых кастрюлях, обмазанных изнутри воском. Готовность выпеченного хлеба определяют по цвету. Тело артоса должно иметь цвет человеческого тела, то есть практически белый с легким желтоватым оттенком.

Готовые артосы убирают в специально отведенное место , где они и лежат до Пасхи. Правильно испеченный артос при правильном хранении может храниться несколько месяцев, ничуть не теряя своих качеств.

И вот, наконец, светлый праздник Воскресения Христова. На Пасхальном богослужении после Литургии артос выносят в храм и устанавливают перед Царскими вратами. Совершается чин освященяя артоса. Священник читает подобающие торжественному моменту молитвы и окропляет артос святой водой.

Освященный артос, положенный на специальном столике перед Царскими вратами мы и видим всю светлую седмицу. Каждый день, после Литургии, с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого он снова водворяется на свое место.

 

Когда раздают артос

Ну а в светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки.

Откроем читателю небольшую тайну. На больших приходах, где на праздничную службу приходит очень много народу, артосы, а их бывает очень много, начинают дробить уже в пятницу, иначе в субботу можно просто не успеть одарить всех желающих святым хлебом.

Получив благословение от батюшки, где-нибудь в самом спокойном уголке храма собираются бабушки и с Божией помощью, под пение молитв совершают они это почти что таинство, чтобы утром следующего дня никто не остался обделенным.

Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.

При этом артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения – при небрежном к нему отношении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив их, хранят в стеклянной таре. Употребляют его натощак, как правило, запивая святой водой.

Берегите артос. Берегите себя.

Христос Воскресе!

 

Благодарим приход храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе за возможность фото- и видеосъемки.

Смотрите также:
Инфографика: Просфора

foma.ru

Введенский женский монастырь г.Иваново: Артос – Пасхальный хлеб


На Страстной седмице сестры-просфорницы Введенской обители выпекают артосы. Этот особый вид хлеба готовят раз в году на Пасху.
Выпечка артоса начинается с молитвы, сестры просят помощи у святых преподобных Спиридона и Никодима просфорников Печерских и приступают к работе.
Тесто для артоса практически не отличается от просфорного теста, в состав входят те же ингредиенты: вода, мука, соль и дрожжи.
Чтобы приготовить тесто для артоса, на помощь просфорницам приходит техника — тестораскаточная машина, которая сильно облегчает тяжелый труд. Машины вместо скалок раскатывают и уплотняют тесто. Раскатанные пласты сестры разрезают, взвешивают и выкатывают уже вручную – все-таки тесто руки любит.

Должен получиться плотный ровный шар, чтобы все швы остались внутри. Готовый «колобок» укладывают в форму, накрывают крышкой и отправляют доходить в теплое место. Чем более воздушным получится тесто, тем лучше.

Пока нижние части артоса подходят, сестры приступают к приготовлению верхних частей. Тесто для верхов проходит такую же обработку, затем его несколько раз пропускают сквозь тестораскаточную машину, чтобы получить абсолютно гладкий пласт определенной толщины. Полученные пласты разрезают на круги под размер печати, на которой изображается Воскресение Христово, либо крест с терновым венцом – знак победы Иисуса Христа над смертью.

Чтобы печать легко отделялась от теплого теста, его посыпают мукой, затем излишки муки смахивают специальной кисточкой. После штампования верхушки выкладывают на доску и накрывают хлопчатобумажной тканью. Так они подходят при комнатной температуре.

Наконец, обе части будущего пасхального хлеба подошли — пришла пора их соединить. Для этого нижнюю часть сбрызгивают водой и аккуратно соединяют с верхушкой. Делать это нужно осторожно, ведь тесто еще очень мягкое, и его можно деформировать.

После соединения верхней и нижней частей артосы прокалывают длинной иглой и помещают в горячую печь.

Выпекание пасхального хлеба требует особого внимания, поскольку на протяжении всего процесса тесто нужно прокалывать, выпуская из него воздух, иначе может быть нарушена целостность артоса – пойдут трещины. А чтобы сберечь пасхальный хлеб от подгорания, сестры используют фольгу. В общем счете, до полного приготовления артос проведет в печи около 4 часов. Вот наш румяный красавец готов.

Горячий артос выкладывают на хлопчатобумажную ткань и накрывают сверху такой же тканью и пленкой на сутки. Через день артосы упаковывают в полиэтиленовые пакеты и отправляют в холодильник ждать Светлого Христова Воскресения.

Всю Светлую седмицу артос лежит у открытых Царских врат, а после каждой Божественной литургии священство, сестры и прихожане будут торжественно обносить святой хлеб вокруг храма с крестным ходом. Наконец, в субботу Светлой седмицы артос раздают всем прихожанам. Верующие приносят пасхальный хлеб домой, раздробляют его на небольшие части, сушат и с благоговением хранят в своих домах, принимая его в минуты болезней, искушений или скорбей по маленькому кусочку с пасхальной молитвой: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе» и Господь согревает сердце Пасхальной радостью и дарит утешение.

Рецепт:

1 л воды, 10 гр свежих дрожжей, 2 кг муки.
Замесить тесто такой же консистенции как на просфоры. Как бы мы делали большую просфору, у которой низ 1 кг, а верх 300 гр. Тесто подходит 2,5 часа. Затем тесто прокатать через машину (или вымесить) до гладкости. Взять форму, если ее нет, кастрюлю, например, 3 л, нагреть ее, смазать воском, положить шар- часть теста (низ артоса), заполнив чуть меньше половины кастрюли. Сбрызнуть водой из пульверизатора, сверху накрыть полотенцем и пленкой.  Подходит еще 2,5 часа. В это время подготовить тесто для верхушки по размеру диаметра формы ( кастрюли) толщиной 3-4 см. Положить заготовку на деревянную доску, сбрызнуть водой, оставить под полотенцем и пленкой на 15 мин. Потом поставить сверху печать , опять сбрызнуть водой, накрыть полотенцем и пленкой. Когда нижняя часть в кастрюле подойдёт больше чем на половину формы, сбрызнуть водой, положить сверху верхушку, проткнуть тонкой спицей крестообразно. Сбрызнуть водой, поставить в разогретую духовку до 200 градусов на 1-1,5 часа. Если во время выпечки верх начнет отставать от низа, проколоть верх. Как только верхушка зарумянится, накрыть артос фольгой и продолжать выпекать. Снизу форму можно тоже прикрыть фольгой. В процессе выпечки форму слегка поворачиваем, чтобы артос пропекся равномерно. Готовые артосы  выложить на доску, покрытую клеенкой и полотенцем. Сбрызнуть артос водой, сверху накрыть полотенцем и пленкой. Каждые 2-3 часа полотенца менять, пока артос не остынет.

Артосы — видеорецепт













diakonissa.blogspot.com

Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)

(46 голосов: 4.5 из 5)

 

Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.
И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл.9).

Просфо́ра своим происхождением уходит в первые века христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем в храмах стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему такая просфора называется еще «вынутая».

В конце Литургии молящимся раздается антидо́р –  части просфоры, из которой на проскомидии был извлечён Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие.

«Антидор, – говорит святой Симеон Солунский, – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

А́ртос  (от греч. ἄρτος — хлеб) — большая просфора с изображением Воскресения Господня или Креста, освящаемая в день Пасхи, полагаемая, затем, в храме на аналое, где хранится всю Светлую седмицу, раздробляемая и раздаваемая верующим в Светлую субботу с целью благоговейного потребления.

В память того, что Господь по Своем Воскресении многократно являлся апостолам и вкушал с ними пищу, апостолы и после Его Вознесения имели обычай оставлять за трапезой незанятым среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и представляет собой ныне употребляемый в Церкви артос. В продолжение Светлой седмицы он лежит в храме на аналое, перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами. Сообразно с значением Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе изображается знамение победы Христовой над смертью, или крест, увенчанный тернием, или икона Воскресения Христова.

Освящается артос молитвой, окроплением святой водой и каждением в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после заамвонной молитвы. Его полагают на солее против царских врат на уготованном столе. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». 

Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии торжественно совершается крестный ход вокруг храма с артосом. В монастырях он ежедневно поставляется на трапезу и полагается на особом столе или аналое, для напоминания монахам, что среди них, как некогда среди апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. В чине артоса поются тропари, в которых говорится о Воскресении Христа и о Его пребывании с нами.

В субботу Светлой седмицы в конце Литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы а́ртоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принято употреблять в особых случаях, например, в болезни, всегда со словами «Христос Воскресе!»

Артос по благодати ниже антидора, но выше просфоры. Т.е. если верующий захочет принять сразу артос, антидор и просфору, то сначала вкушается антидор, затем артос, а затем просфора. Святитель Иннокентий Херсонский в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисус Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет. Это запрещено и церковной властью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».

Просфора

Антидор

Артос

azbyka.ru

Артос



Освящение артосов на Пасхальной литургии

Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб». Другое его название — просфора всецелая, так как по своей сути артос – это большая просфора. Приготовляется артос один раз в год – на Пасху. Тесто для артоса заводится точно такое же и из тех же ингредиентов, как и для просфор.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает особую молитву. После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь«. Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит перед иконостасом в течение всей Светлой седмицы.



Всю Светлую седмицу артосы находятся на

солее, перед открытыми Царскими вратами.

В субботу Светлой седмицы на литургии читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце литургии при целовании креста кусочки артоса раздаются народу как святыня.

Артос христиане употребляли всегда. Когда ученики Христа сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную еду, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец — это символическое изображение Воскресения Христова.

Артосы для храма преподобного Максима Исповедника на протяжении многих лет готовили сестры Свято-Пантелеимоновского женского монастыря. Но в этом году, по благословению настоятеля храма отца Андрея, в первый раз приготовление артосов освоили наши прихожанки Ксения Латышева, Светлана Вейсгейм и Надежда Кровякова.

Рассказывает Ксения Латышева: «Я давно хотела попробовать испечь артос, но не представлялось такой возможности. А в этом году отец Сергий предложил мне попробовать свои силы в приготовлении артоса. Мне было немного страшновато, но интересно. Артос пекут раз в год только на Пасху и поэтому отношение к нему у меня особое – трепетное. Я боялась – вдруг не получится? В готовом виде артос должен быть румяным, без трещин, а самое главное – внутри плотным и без пустот. Верх артоса с изображением Господа должен быть четким и без провала. На приготовление одного артоса я затратила около 8 часов. Лично для меня выпекать артос было нелегко, но с Господом всё невозможное – возможно!»

«Готовить артос было очень интересно, — говорит Светлана Вейсгейм, — в душе я испытывала трепет и волнение, это же святыня! Я всю неделю, пока артосы находились перед Царскими вратами, молилась и переживала – получились они или нет, сумели мы выполнить необходимые требования при выпечке или нет. Ведь мы первый раз пекли артосы. Но самое удивительное я испытала, когда в Светлую субботу принесла кусочек артоса домой и попробовала – меня поразил необычный вкус! Я очень рада, что артосы хорошо пропеклись. Слава Богу за всё!»

«Рецепт и технологию выпечки артосов мы нашли в Интернете, — рассказывает Надежда Кровякова, — Почитали, посмотрели видео, как пекут артосы в Свято-Даниловом мужском монастыре и с молитвой начали осваивать сами».

 






Вот такие артосы испекли наши прихожанки! Надежда Кровякова и Светлана Вейсгейм

Ксения Латышева Пономарь Артем раздробляет артос

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней  и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос Воскресе!».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфоры и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или  же пустить по реке с чистой водой.

 

Молитва на принятие артоса и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

hrammaxim.ru

Что это — артос? Как употреблять артос по церковным правилам?

Поговорим о хлебе под названием артос. Что это за изделие? В переводе с греческого «артос» — это «квасной хлеб», его еще называют просфорой всецелой. Приготовлен он по особым церковным рецептам.

Всю Светлую седмицу освященный хлеб в храме занимает такое место, где все его видят — рядом с иконой воскрешения Господа. Когда заканчивается служба, раздается всем верующим артос. Как употреблять его правильно? Об этом мы и поговорим.

Артос: что это такое?

Использование этого чудо-хлеба началось в самом начале христианства, в тот день, когда Иисус Христос вознесся на небо.

Верующие его ученики и те, кто следовал за ним, очень переживали его гибель и утешали себя с помощью разных молитв, в которых вспоминали каждое его действие (слово, шаг). Когда они молились, вместе вспоминая тайное вечернее собрание, то обязательно при этом причащались. Собираясь на принятие пищи, они специально оставляли пустое место за их столом, и для невидимого, но присутствующего Господа обязательно клали хлеб.

Пасха

Первые пастыри церкви, подражая апостолам, на Пасху делали то же самое. Это было выражением того, что пострадавший за человечество стал для всех настоящим хлебом, символизирующим саму жизнь. Церковный хлеб артос испечен особым образом. На нем есть изображение креста, и видно лишь терновый венец, но нет Иисуса распятого. Это сделано для того, чтобы верующие люди видели победу над самой смертью. Еще в Пасху на священном хлебе изображают буквы ХВ.

Поверье

С этим изделием связано и древнее предание церкви. Оно заключается в том, что апостолы за столом оставляли небольшую часть хлеба — это была доля Божьей Матери. Таким образом они напоминали себе постоянное общение с ней и после принятия пищи со всем трепетом между собой делили эту часть. Во всех монастырях эта традиция носит наименование «Чин о Панагии», это означает воспоминания о Богородице. В приходских церквях это делается один раз в год, связан обычай с раздроблением артоса.

Его освящают особенной молитвой, окропляют святой водой и на первый день Пасхи ходят на все литургии, как только закончится заамвонная молитва, которую читает сам священник. Она так называется потому, что для ее произнесения читающий спускается с возвышения перед алтарем, крайний выступ которого называют амвоном. Но обычно священник, для того чтобы прочитать заамвонную молитву, не спускается, а становится на нем, потому что и с этого возвышения все замечательно слышно тем, кто присутствует в храме.

Пасхальный хлеб артос кладется на солее (это такое возвышение перед иконостасом в православной церкви, как бы продолжение алтаря), напротив царских врат, на специально приготовленном столе. И читается специальная молитва на таинство раздробления его. При этом обряде присутствует диакон (это служитель церкви, который помогает священнику проводить обряды, но самостоятельно их совершать не имеет права), прихожане и, конечно же, священник. В молитве, которую он читает, говорится о сотворенном Христом чуде, когда он накормил пятью хлебами нуждающийся народ, несмотря на все их болезни и грехи. Люди просят Святую Троицу о том, чтобы священный артос дал здоровье телу и внутреннему состоянию. Они восхваляют Бога и благодарят его за его бесконечную доброту и любовь к людям.

После того, как хлеб освятят, его вместе с подставкой, на которой он лежит, ставят на возвышении перед образом самого Спасителя. Там хлеб находится на протяжении всей Святой седмицы.

Во все дни этого праздника принимают артос. Как употреблять его правильно, узнаем чуть позже. Когда заканчивается литургия со священным куличом, в торжественной обстановке производится вокруг храма крестный ход. В субботу по заамвонной молитве читается еще одна молитва — на измельчение артоса. Он раздробляется в самом конце литургии, когда происходит целование креста, после чего раздается всем присутствующим как святыня, затем читается молитва на принятие артоса. В ней говорится о том, что хлеб и вода, приготовленные специальным образом в церкви с определенными молитвами и настроением, могут укрепить здоровье и силу духа человека. Он верит, что может стать лучше с помощью Бога, который относится к людям милосердно, так как святые и Матерь Божья молятся за все человечество.

Те маленькие частички (антидор) святого хлеба, которые раздали в храме, очень трепетно хранятся дома в уголке рядом с иконами.

Как правильно хранить?

Обязательно нужно помнить о том, что все, что соприкасается со святыней, требует особенного, аккуратного и внимательного обращения. Например, бумагу, в которую был завернут артос или просфора, обязательно нужно сжигать. Дома нужно хранить освященное изделие со всей бережностью. Лучше всего пусть лежит в специально отведенном месте артос.

Если святыню невозможно дальше употреблять…

Если хлеб испортился, и на нем проявилась плесень, то его обязательно необходимо принести в Храм и отдать священнику, чтобы тот по всем правилам и с особыми молитвами произвел сожжение.

Обряд

Очень давно существует традиция шить маленькие сумочки на шнурках для того, чтобы носить и хранить просфоры. Если у вас есть такая, то пропадает потребность в каких-то пакетиках, и вы больше не будете опасаться, что освященный хлеб может быть уронен или где-то забыт. И в момент какой-то беды вы можете со спокойной душой вынуть артос. Эти сумочки называются просфорницами или просфорничками, их часто очень красиво украшают стразами или бисером, разными вышивками и лентами. Их можно сшить самим либо купить в церковных лавках.

Многие прихожане, которые совсем недавно пришли к мыслям о Боге и решили посвятить свою жизнь молитвам о своих родных и близких, не знают правил, и задаются вопросом о том, что это за хлеб — артос, как принимать его правильно. Сейчас попробуем немного разобраться в этом деле.

Хлеб артос: как употреблять его?

Верующие люди очень серьезно относятся ко всем молитвам и частичкам священного хлебушка, поэтому, принеся его в свой дом, подсушивают и хранят строго в какой-нибудь баночке или коробочке. Артос — хлеб, употреблять который можно только в особые нужды, например, во время сильной болезни или от безысходности положения, когда беда приходит одна за другой, для душевного успокоения. Священное изделие едят только на голодный желудок, запивая святой водой!

Вот мы и узнали про артос, что это великая святыня и играет большую роль в жизни христиан. Но чтобы его по всем правилам раздробить на мелкие частички, его сначала нужно испечь. Вот по какому рецепту печется великий хлеб.

Рецепт

Берется 1 кг 200 г муки, желательно высшего сорта. На дно посуды, где будет меситься тесто, чуть-чуть налить святой воды. Высыпать 400 г муки и облить очень горячей водой. Это делается для того, чтобы придать сладость и стойкость против плесени. Все перемешать и охладить. Потом добавить соль, предварительно разведя ее в святой воде, и положить 25 г дрожжей. Все хорошо перемешать и подождать 30 минут. Далее добавить муку (800 г) и снова перемешать. Как только тесто подойдет, его выложить на стол и раскатать скалкой в листы необходимой толщины.

Нарезать на кружки, для самой нижней части артоса сделать круг побольше. Потом накрыть влажным полотенцем, а после — сухим, и подождать еще 30 минут. На верхнюю часть ставят печать. Потом обе части нужно смазать теплой водой и соединить. Обе части проколоть, чтобы не образовывались пустоты. Затем поставить на противень и печь в духовке до готовности. Маленькие пекутся 15 минут, служебные — около 20 минут.

Заключение

Мы уже знаем, что такое артос, как употреблять этот хлеб и его маленькие раздробленные части. Обязательно нужно читать специальную молитву и запивать святой водой. Принимать артос нужно очень аккуратно, не проронив ни единой крошечки, поэтому нужно это делать над чистым листом белой бумаги или блюдцем. Если вы истинный христианин, то все правила этого таинства вам понятны, а артос — хлеб, который вы не раз в жизни уже пробовали.

nlo-mir.ru

Время артоса — Татьянин день

И первый из них приходит на работу ставить тесто в 6 часов утра, а заканчивается работа и в 2 часа ночи — особенно сейчас, перед Пасхой, когда работы как никогда много. О том, как рождается артос, как выпекается просфора и душа человека — в интервью с просфорником Данилова монастыря Иваном Ивановичем Жуком.

Артос

— Артос и его выпечка чем-то отличаются от выпечки простой просфоры? Чем вообще отличается пасхальный цикл работы?

— Знаете, артос проще выпекается, чем просфора. Особенно большая просфора для патриаршей службы или для службы где-нибудь в поле, которая весит 5 килограммов или 3 килограмма. Ее очень трудно выпекать, потому что нужно точно поймать подход, температурный режим должен быть очень точный, иначе при слишком высокой температуре она сгорит, а при недостаточно высокой — разорвется. Чем больше просфора — тем сложнее технология, то есть, надо все время чувствовать. В какой момент сбросить температуру — это все идет на ощущениях, просто по внешнему виду определяешь, что надо делать. Это тоже плод многолетней работы.

Артос же выпекать как раз проще. Подход определил, кастрюлю поставил, проколол 5 раз, крышкой накрыл — и он печется 4 часа. То есть сама технология в общем-то намного проще, чем при выпечке просфор. Поэтому с артосами у нас справляются люди, которые поработали хотя бы полгода, они уже спокойно это делают. Конечно, чтобы трехкилограммовую просфору выпечь — тут уже надо лет 5 поработать. Иначе не получается, рвется — и все тут.

У нас был один молодой человек, который спрашивал: «Почему у меня зарплата меньше, чем у Вас?» Я ему говорю: «Давай, испеки трехкилограммовую просфору, и будет у тебя зарплата больше, чем у меня» «Точно? Не соврете?» — «Пожалуйста, я сам тебе буду отдавать ползарплаты». Понятно было, что это просто нереально, потому что человек не знает всех тонкостей. Потом спрашиваю его: «Ну, понял почему?» Он говорит: «Вы специально…» — «Ничего не специально. Ты мог делать все, что угодно. Это даже с объяснением может не получиться, надо все на ощущении делать». И никак тут по-другому не объяснишь, это только опыт.

Время артоса

— Когда начинают выпекать артосы на Пасху?

— Мы начали выпекать за месяц до Пасхи. Артосы ведь чем хороши? Артос выпекается долго — 4 с половиной часа, и храниться может тоже долго — если правильно их хранить, то они месяца полтора-два могут стоять. Так что начало работ по выпечке артосов зависит от возможностей их хранения. Вот у нас сейчас огромный холодильник. Пока холодильника не было, начинали выпекать за 2-3 недели до Пасхи, потому что в коридоре артос не мог стоять дольше. А если его правильно хранить, в холодильнике, сначала запеленатым в наволочку, потом в клеенку, тогда он полтора-два месяца стоит спокойно.

Если в прошлом году нам нужно было выпечь тысячу артосов, то в этом только по предварительным подсчетам надо тысячу триста. То есть, объем растет. А люди-то работают те же самые, объемы печей прежние, и артосы выпекаются те же 4 с половиной часа.

Мы не можем в день делать больше трех выпечек артоса, потому что надо сделать тесто, надо, чтобы оно подошло и выпекалось ровно столько, сколько нужно по времени. Полный цикл — сутки, в них помещается трижды выпекание артоса. Надо посчитать, сколько времени нужно на выпечку полутора тысяч артосов. Посчитали, получилось, что надо начинать за месяц. Вот мы и начали.

Рождение просфоры

— Как рождается просфора? Вот приходит к вам мука, перемолотая на каменных жерновах и что с ней происходит дальше?

— Мука всякая разная получается в зависимости от того, какая там влажность муки. Раньше эти вопросы решались трудно, потому что иногда брали не у того мельзавода и получалось, что просфоры то рвутся, то еще что-нибудь. Сейчас, слава Богу, с этим решено, мука приблизительно одинаковая идет. Она должна отлежаться какое-то время, это тоже важно, там целый процесс протекает. Потом ставят тесто, приходят люди, выпекают. Тут нет никаких тайн и сложностей, прочитать об этом можно в книжке. Просто научиться выпекать просфоры по книжке невозможно совершенно, потому что даже у Ауэрмана (есть такой профессор-хлебопек) написано, что для определения подхода нужно уметь пальцами ощутить все происходящее с тестом. Если ты пальцем не умеешь нащупать подход, то никакая книжка тебя не научит, как и любому другому делу, пению, скажем. Тяжело научиться пению по книжкам, надо, чтобы была живая традиция. Живая традиция есть — тогда очень легко учиться, ты кому-то помогаешь, делаешь что-то, и в конце концов сам что-то можешь.

Поэтому за наукой печь просфоры к нам приходят и из Подмосковья, и из Москвы. Бывают старушки, которые лет по 30 пекут просфоры, а потом приезжают — и оказывается, они ничего не знают, и с удивлением открывают для себя, как по-настоящему это делается. Просто они такой традиции не знали, хотя прежде и пекли просфоры. Да и у нас самих просфоры сперва не очень получались. Однако мы 20 лет удовлетворяли запрос на них. А потом, с опытом, оказывается, что все гораздо проще.

Опять же, проще тогда, когда все уже знаешь. Даже объяснить невозможно некоторые сложности. Вот становится человек, который никогда раньше этого не делал, закатать просфору — и оказывается тысячи сложностей. Рука опытных-то просфорников уже сама катает. Потому-то тяжело бывает иногда объяснить, как это сделать. И тогда человек начинает катать, а ты ему говоришь: ты катай, а рука уж сама почувствует. Смотришь — действительно чувствует. У одного через день, у другого через месяц, а была у нас тетка — год ходила, так и не научилась закатывать просфоры, и ничем это не объяснишь. Вроде бы все элементарно, как и в любой работе, наверное. Нет такой работы, которая была бы таинственна, разве что у мага, который с бесами какими-нибудь общается. А тут все очень просто, надо только, чтобы живая традиция была. У нас она есть, вот мы и работаем.

www.taday.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о