Кто такие Харедим | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Харедим
Происхождение термина
Современный термин «харедим» происходит из слов пророка Йешаяу: «Слушайте слово Вс-вышнего, трепещущие пред словом Его!» (66:5). Со временем словосочетание «харедим лидвар Ашем» («трепещущие перед словом Вс-вышнего») сократилось до слова «харедим» (трепещущие). В единственном числе — «хареди».
Кто такие «харедим»?
Харедим — евреи, прилагающие все усилия, чтобы жить в соответствии с еврейским законом
Харедим — это условный термин, который используется как определение современного религиозного общества, включающего в себя основную часть евреев, соблюдающих заповеди Торы. Понятие используется также как обозначение членов данного общества и в качестве названия, которым пользуются эти люди для самопрезентации и самоидентификации.
Говоря о «харедимном обществе» мы не имеем в виду, что харедим обязательно состоят в некой жестко организованной структуре, с четкими внутренними правилами и административным аппаратом. Группы и общины харедим могут руководствоваться мнением разных раввинов и отличаться друг от друга обычаями, принятыми нормами практического закона, разговорным языком, порядком молитв и даже политическими позициями. Существуют многочисленные организации самого разного назначения и профиля, включая собственные системы учебных заведений, различные общественные объединения, а также СМИ, политические партии и даже рекорд-лейблы, которые связаны именно с харедим, представляют и обслуживают харедим. Но все же под «харедимным обществом» понимается скорее пестрая совокупность различных групп и общин, которые могут быть условно объединены в единое «общество» по двум критериям:
1) Для харедимного человека мерилом всех вещей и смыслом жизни является Тора. Это значит, что вся его жизнедеятельность вращается вокруг Торы и заповедей, вокруг идеи служения Б-гу и реализации Его Воли. Все остальное для него вторично и подчинено Торе и задачам, которые она ставит перед человеком.
2) Харедимный человек прилагает все усилия чтобы жить строго в соответствии с алахой — религиозным законодательством, регулирующим как отношения еврея с Б-гом, так и его отношения с другими людьми. Он чтит обычаи, принятые в его общине, начиная от особенностей кашрута и заканчивая одеждой. Этим обусловлен «консерватизм» харедим: допуская развитие еврейского закона и изменение обычаев, они не склонны подгонять действующие нормы под изменяющуюся действительность. Посвящать весь день изучению Торы или начать работать, остаться в ешиве или пойти служить в армию, за кого голосовать на выборах или игнорировать выборы вообще — ответы на эти и многие другие вопросы в каждом отдельном случает зависят от принятых алахических решений и требований, предъявляемых алахой. Поступиться алахой ради выгоды харедимный человек не готов.
Когда возникло общество харедим?
Оно возникло в те дни, когда Поколение Исхода стояло у горы Синай и получало Тору. Однако осознание себя как некой группы в еврейском народе действительно началось у харедим относительно недавно — в начале XIX века, в связи с бурными изменениями, происходившими в еврейском мире: прямым порождением «европейского Просвещения» явилось еврейское движение «Аскала», принесшее в общины т.н. «реформистский иудаизм», секуляризацию, ассимиляцию, распространение идеи социализма, появление политического сионизма. Все это стремительно вело к разрушению традиционного уклада.
Слово «ультра-ортодоксы» подразумевает харедим, но имеет явную негативную окраску и используется в основном в СМИ
Усиление этих тенденций привело к распаду прежде единой общности на две группы, и, как следствие, к возникновению новой общественной идентификации. Та часть евреев, которая пыталась сохранить традицию, противостояла реформизму, защищала мир Торы от ударов, наносимых сторонниками «новых веяний», стала называться новым термином — «харедим», хотя эта группа ничего принципиально нового не предлагала и не делала, придерживаясь того же самого «мейнстримного» иудаизма, которым руководствовались все предыдущие поколения.
Вопрос о том, как реагировать на стремительно изменяющуюся действительность и новые вызовы, породил большую дискуссию, которая продолжалась много лет. В дальнейшем из среды строго соблюдающих евреев выделилось движение «модерн ортодокс», сторонники которого пытались совместить следование алахе с «современной жизнью» в изменившихся условиях. Духовные лидеры харедим, видя в таком подходе угрозу постепенного вытеснения алахи этой самой «современной жизнью», избрали другую стратегию: чтобы удержаться в поле алахи нужно последовательно тормозить процесс разрушения гетто, «устанавливать стены для Торы».
Существует расхожее мнение, что политика руководителей харедим представляла своей целью полную самоизоляцию. Это не соответствует действительности. Речь шла о выработке некой системы «якорей и маяков», которые позволят харедимному еврейству не утратить свою сущность и помогут, без революционных скачков, постепенно адаптироваться к новым условиям. И в XIX веке, и позднее многие харедим получали профессиональное образование и работали в самых разных сферах, контактируя с другими еврейскими группами и нееврейским окружением, принимали участие в принятии всех важнейших решений, влияющих на судьбу еврейского народа.
Кто такие «ультра-ортодоксы», «досы» и «датишные»? И чем они отличаются от харедим?
«Ультра-ортодоксы» — это клише, которое в светских СМИ постоянно используется вместо или в качестве слова-синонима для термина «харедим». Проблема с использованием этого понятия, очевидная для харедим, состоит в том, что слово «ультра-ортодоксы» имеет явную негативную окраску, и, по сути, несет следующую смысловую нагрузку: «фанатики, которые соблюдают в ненормальном объеме, религиозны сверх меры».
В Америке харедимных евреев иногда называют «black hats» («черные шляпы»), в Израиле есть упрощенный аналог — «шхорим» («черные»), но он используется редко. Наиболее широкое распространение получила в Израиле кличка «досим», которая обыгрывает ашкеназское произношение ивритского слова «датим» («религиозные»). У русскоговорящих репатриантов прижилась собственная производная этого слова: «датишные».
Сами харедим используют целый ряд терминов, которыми они определяют то общество, к которому принадлежат. В их числе такие определения как «бней Тора» (досл. «сыновья Торы»), а также ряд терминов на идише, которые используют ашкеназские харедим: «идн» (евреи), «эрлехе идн» (добродетельные евреи), «фрум» (строго соблюдающий), «хеймиш» («как дома», т.е. наш человек) и т.д.
Где искать харедим?
Харедимные общины существуют во многих странах мира. Особенно много харедим живет в Израиле и США, однако большие общины и даже харедимные районы есть и в других странах — в Канаде, Франции, Великобритании, Бельгии, Швейцарии и Германии, а также в Мексике, Панаме и Бразилии.
В семье харедим высокая деторождаемость, их численность постоянно увеличивается
Современные харедим — это ашкеназское явление?
Харедимное общество включает в себя как ашкеназских евреев («литваки», хасиды различных «дворов» и остатки немецких евреев («йеким»)), так и сефардов (потомки беженцев, покинувших Испанию в 1942г. и направившихся в Италию, Турцию и страны Магриба: Тунис, Алжир, Марокко и Ливию), а также выходцев из «восточных общин» (иранские, иракские, йеменские и бухарские евреи).
Насколько харедим многочисленны?
Точная численность харедим не известна, но считается, что она приближается к отметке в 2 млн человек. После Второй Мировой Войны и Холокоста их осталось очень мало, однако с тех пор харедимное общество стремительно растет. Тому причины: в семье харедим высокая деторождаемость, а еще в их ряды вливается большинство новых «баалей тшува» — светских евреев, которые избрали для себя религиозную жизнь.
toldot.ru
Харедим — Википедия
Хареди́м (ивр. חרדים) — обобщающее название и, в некоторой степени, самоназвание различных ультраортодоксальных еврейских религиозных общин и членов этих общин в Израиле и вне его. Буквально оно означает «трепещущие» (перед Богом). Стиль жизни общин харедим определяется консервативными обычаями, сформировавшимися в европейском еврействе к XX веку, а также традиционными канонами иудаизма. Высшей духовной ценностью и идеалом считают пожизненное изучение Торы и усердное исполнение заповедей. Приветствуется исполнение правил и обычаев с максимальными строгостями.
Интересы харедим в парламенте Израиля и органах местного самоуправления в значительной мере представляют ультрарелигиозные политические партии. В израильской политике эти партии выступают против нарушений законов Торы на государственном уровне. Депутаты Кнессета из числа харедим принципиально не занимают министерские посты, но иногда руководят министерствами в чине замминистра. В Израиле харедим составляют около 800 тысяч человек, или 9 % еврейского населения Израиля от 20 лет.
Группы
По историческому происхождению и традициям выделяют две основные группы:
- Ашкеназийские харедим — потомки восточно-европейских и центрально-европейских евреев.
- Сефардские харедим — выходцы из стран Средиземноморья, северной Африки и Ближнего Востока.
По направлению в иудаизме:
- Хасиды — религиозное еврейское движение, возникшее в середине XVIII века, основателем его считается Баал Шем-Тов. Отличается более эмоциональным подходом к религиозной жизни. Среди «хасидов» выделяют множество «дворов» (общин) («Гур», «Бэлз», «Сатмар», «Бобов», «Махновка», и пр.) Во главе каждого «двора» стоит (или, как в «Любавич» и «Бреслев» стоял в прошлом) ребе, направляющий своих последователей. Отличаются наибольшей аскезой.
- Литовское направление — консервативная группа в ортодоксальном иудаизме. Начала формироваться на территории восточной Европы в XVIII веке. Отличается рациональным подходом к изучению Торы. Среди раввинов, оказавших влияние на формирование мировоззрения, были Виленский Гаон, Хафец-Хаим, Хазон-Иш и другие. Также известна как «миснагдим», букв. «противники», то есть, оппоненты хасидов.
- Сефарды-харедим — направление среди израильских харедим, включающее ортодоксов-сефардов (по данным CBS, примерно 300 тысяч человек).
- ХАРДАЛ, хардальники — (аббревиатура от «национальные харедим») — наиболее консервативная часть сторонников религиозного сионизма, чей образ жизни находится ближе к ультраортодоксам (харедим), чем к современным ортодоксам, не включаемым в число харедим.
Разделение на направления является в определённой мере условным, поскольку как среди последователей литовского течения, так и среди хасидов есть и сефарды; нет чёткой границы между «Хардаль» и частью бреславских и любавических хасидов, стоящих на про-сионистских позициях, а также между «литваками» и «современными ортодоксами» (не харедим).
Особенности
Освобождение от службы в армии.
Юноши-харедим, учащиеся в ешивах, освобождались от службы в израильской армии со времени создания государства. Изначально речь шла о нескольких сотнях человек, но со временем количество харедим призывного возраста значительно увеличилось. В июле 2002 года вступил в силу Закон Таля, позволяющий учащимся в ешивах получать автоматически отсрочку от призыва до достижения возраста 22 лет. Затем отсрочка либо продлевалась ежегодно для тех, кто продолжал учёбу в ешиве или колеле[en], а прочим предлагался выбор между призывом на 16 месяцев или прохождением альтернативной службы в течение года. При этом, ученикам ешив и коллелей запрещалось устраиваться на работу, даже на неполную ставку. Закон был принят в качестве временной меры сроком на пять лет, и был продлён ещё на пять лет. В феврале 2012 года Закон Таля был признан неконституционным Верховным судом, и в августе 2012 года срок действия этой нормы истёк[1]. По действующему закону, харедим, получив повестку, должны явиться на призывной пункт в общем порядке (и могут быть арестованы за неявку), но затем их призыв, как правило, откладывается по распоряжению министра обороны, как нецелесообразный.
В 2002 году в составе Бригады Кфир был образован 97-й батальон «Не́цах Йехуда́» (ивр. נצח יהודה, неофициально называется также «На́халь Хареди́» (ивр. נח»ל חרדי) для харедим, желающих служить в армии, при этом строго соблюдая религиозные обряды, например, на их базах не проходят службу девушки, изучение Талмуда входит в распорядок дня, а надзор над кашрутом (кошерностью продуктов) осуществляется на уровне, принятом в общинах харедим. Заодно многие из них приобретают гражданскую профессию. Тем не менее, значительную часть батальона составляют выходцы из семей харедим, отчисленные или бросившие учёбу в ешиве ещё до призыва в армию (многие из них, либо их родителей примкнули к харедим лишь на каком-то этапе своей жизни, и не вписались полностью в эту прослойку), а также выходцы из наиболее ортодоксальных кругов религиозных сионистов, то есть, не харедим по происхождению, предпочитающие службу совместно с харедим. Большинство призывников из семей религиозных сионистов предпочитают службу в рамках Хесдер, то есть, совмещая учёбу в ешиве со службой в армии в течение пяти лет, из которых от 16 до 24 месяцев приходятся на военную службу.
Система образования
Существует отдельная негосударственная система учебных заведений. Мальчики учатся отдельно от девочек. Обучение мальчиков начинается с 3 лет. Сначала мальчики учатся в хедере, где подробно изучают Хумаш с комментариями, продолжают в ешиве, а после женитьбы — в колеле. Глубоко изучаются Вавилонский Талмуд и Галаха. Светские предметы изучаются в минимальном объёме, либо не изучаются совсем.
Одежда
Одежда харедим похожа на униформу и характеризуется прогрессирующей аскетичностью. В одежде преобладает чёрный цвет.
Круглый год мужчины одеваются в чёрные костюмы, белые рубашки, чёрные шапочки (ермолки) и чёрные шляпы. Многие мужчины под рубашкой носят талит-катан из чистой шерсти.
Женщины одеваются не менее аскетично. Длинные юбки, длинные рукава. Замужние покрывают волосы платком или париком, или париком со шляпкой. В некоторых хасидских общинах харедим наголо обритые жёны носят на голове платок. Одежда красного цвета считается запрещённой[источник не указан 570 дней]. Тенденция последних лет — женщины-харедим стали избегать цвета в одежде вообще. Использование косметики большинство харедим не приветствует.
Семья
Идеология харедим ратует за многодетность. Большинство семей многодетные, в среднем 7-8 детей, получающие пособия. Пару для своего сына или дочери подыскивают родители, пользуясь, как правило, услугами свах. Добрачные связи запрещены. Процент разводов ниже, чем среди других израильтян[источник не указан 570 дней].
Трудоустройство
Большинство харедим-мужчин в Израиле официально не работает, или работает минимальное количество часов, посвящая большую часть времени изучению Торы. Число ультраортодоксальных израильских мужчин работающих в настоящее время составило менее 50% — в первые три месяца 2017 года официально трудоустроены были 49,6% харедим. В то же время число работающих женщин-харедим остается неизменным – 73%. [2]Основу бюджета семьи составляют государственные дотации[3] и, часто, заработок жены. Также они пользуются льготами, медицинскими страховками и т.п, как и все граждане Израиля.[3]. Однако, небольшая часть харедим принципиально не пользуются никакими пособиями государства, против существования которого они выступают, и в целом избегают вступать с ним в какие-либо отношения, вплоть до обеспечения своих кварталов электричеством, производимым собственными генераторами (также из-за опасений нарушения законов шаббата сотрудниками Электрической компании).
Районы проживания
В Израиле существуют отдельные города, где большинство жителей «харедим» (Бней-Брак, Эльад, Бейтар-Илит, Бейт-Шемеш, Модиин-Илит, Рехасим и др.). Во многих крупных городах, в том числе в Иерусалиме есть отдельные кварталы, где селятся, в основном, харедим, например, Меа Шеарим. В США и Канаде есть несколько районов харедим, в основном, в Бруклине, Торонто и Монреале, а также несколько небольших городков в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси, где харедим составляют значительную часть населения.
Иллюстрации
Примечания
Источники
wikipedia.green
Харедим — Википедия
Хареди́м (ивр. חרדים) — обобщающее название и в некоторой степени самоназвание различных ультраортодоксальных еврейских религиозных общин и членов этих общин в Израиле и вне его. Буквально оно означает «трепещущие» (перед Богом). Стиль жизни общин харедим определяется консервативными обычаями, сформировавшимися в европейском еврействе к XX веку, а также традиционными канонами иудаизма. Высшей духовной ценностью и идеалом считают пожизненное изучение Торы и усердное исполнение заповедей. Приветствуется исполнение правил и обычаев с максимальными строгостями.
Интересы харедим в парламенте Израиля и органах местного самоуправления в значительной мере представляют ультрарелигиозные политические партии. В израильской политике эти партии выступают против нарушений законов Торы на государственном уровне. Депутаты Кнессета из числа харедим принципиально не занимают министерские посты, но иногда руководят министерствами в чине замминистра. В Израиле харедим составляют около 800 тысяч человек — это 9 % еврейского населения Израиля от 20 лет.
Группы
По историческому происхождению и традициям выделяют две основные группы:
- Ашкеназийские харедим — потомки восточно-европейских и центрально-европейских евреев.
- Сефардские харедим — выходцы из стран Средиземноморья, северной Африки и Ближнего Востока.
По направлению в иудаизме:
- Хасиды — религиозное еврейское движение, возникшее в середине XVIII века. Основателем его считается Баал Шем-Тов. Отличается более эмоциональным подходом к религиозной жизни. Среди «хасидов» выделяют множество «дворов» (общин) («Гур», «Бэлз», «Сатмар», «Бобов», «Махновка», и пр.) Во главе каждого «двора» стоит (в «Любавич» и «Бреслев» стоял в прошлом) ребе, направляющий своих последователей. Отличаются наибольшей аскезой.
- Литовское направление — консервативная группа в ортодоксальном иудаизме. Начала формироваться на территории восточной Европы в XVIII веке. Отличается рациональным подходом к изучению Торы. Среди раввинов, оказавших влияние на формирование мировоззрения, были Виленский Гаон, Хафец-Хаим, Хазон-Иш и другие. Также известна как «миснагдим», буквально «противники», то есть оппоненты хасидов.
- Сефарды-харедим — направление среди израильских харедим, включающее ортодоксов-сефардов (по данным CBS, насчитывают примерно 300 тысяч человек).
- ХАРДАЛ, хардальники — (аббревиатура от «национальные харедим») — наиболее консервативная часть сторонников религиозного сионизма, чей образ жизни находится ближе к ультраортодоксам (харедим), чем к современным ортодоксам, не включаемым в число харедим.
Разделение на направления является в определённой мере условным, поскольку как среди последователей литовского течения, так и среди хасидов есть и сефарды; нет чёткой границы между «Хардаль» и частью бреславских и любавических хасидов, стоящих на просионистских позициях, а также между «литваками» и «современными ортодоксами» (не харедим).
Особенности
Освобождение от службы в армии.
Юноши-харедим, учащиеся в ешивах, освобождались от службы в израильской армии со времени создания государства. Изначально речь шла о нескольких сотнях человек, но со временем количество харедим призывного возраста значительно увеличилось. В июле 2002 года вступил в силу Закон Таля, позволяющий учащимся в ешивах получать автоматически отсрочку от призыва до достижения возраста 22 лет. Затем отсрочка либо продлевалась ежегодно для тех, кто продолжал учёбу в ешиве или колеле[en], а прочим предлагался выбор между призывом на 16 месяцев или прохождением альтернативной службы в течение года. При этом ученикам ешив и коллелей запрещалось устраиваться на работу даже на неполную ставку. Закон был принят в качестве временной меры сроком на пять лет и был продлён ещё на пять лет. В феврале 2012 года Закон Таля был признан неконституционным Верховным судом, и в августе 2012 года срок действия этой нормы истёк[1]. По действующему закону харедим, получив повестку, должны явиться на призывной пункт в общем порядке (и могут быть арестованы за неявку), но затем их призыв, как правило, откладывается по распоряжению министра обороны как нецелесообразный.
В 2002 году в составе Бригады Кфир был образован 97-й батальон «Не́цах Йехуда́» (ивр. נצח יהודה, неофициально называется также «На́халь Хареди́» (ивр. נח»ל חרדי) для харедим, желающих служить в армии, при этом строго соблюдая религиозные обряды, например, на их базах не проходят службу девушки, изучение Талмуда входит в распорядок дня, а надзор над кашрутом (кошерностью продуктов) осуществляется на уровне, принятом в общинах харедим. Заодно многие из них приобретают гражданскую профессию. Тем не менее, значительную часть батальона составляют выходцы из семей харедим, отчисленные или бросившие учёбу в ешиве ещё до призыва в армию (многие из них, либо их родителей примкнули к харедим лишь на каком-то этапе своей жизни и не вписались полностью в эту прослойку), а также выходцы из наиболее ортодоксальных кругов религиозных сионистов, то есть не харедим по происхождению, предпочитающие службу совместно с харедим. Большинство призывников из семей религиозных сионистов предпочитают службу в рамках Хесдер, то есть совмещая учёбу в ешиве со службой в армии в течение пяти лет, из которых от 16 до 24 месяцев приходятся на военную службу.
Система образования
Существует отдельная негосударственная система учебных заведений. Мальчики учатся отдельно от девочек. Обучение мальчиков начинается с 3 лет. Сначала мальчики учатся в хедере, где подробно изучают Хумаш с комментариями, продолжают в ешиве, а после женитьбы — в колеле. Глубоко изучаются Вавилонский Талмуд и Галаха. Светские предметы изучаются в минимальном объёме, либо не изучаются совсем.
Одежда
Одежда харедим похожа на униформу и характеризуется прогрессирующей аскетичностью. В одежде преобладает чёрный цвет.
Круглый год мужчины одеваются в чёрные костюмы, белые рубашки, чёрные шапочки (ермолки) и чёрные шляпы. Многие мужчины под рубашкой носят талит-катан из чистой шерсти.
Женщины одеваются не менее аскетично. Длинные юбки, длинные рукава. Замужние покрывают волосы платком или париком или париком со шляпкой. В некоторых хасидских общинах харедим наголо обритые жёны носят на голове платок. Одежда красного цвета считается запрещённой[источник не указан 928 дней]. Тенденция последних лет — женщины-харедим стали избегать цвета в одежде вообще. Использование косметики большинство харедим не приветствует.
Семья
Идеология харедим ратует за многодетность. Большинство семей многодетные, в среднем насчитывают 7-8 детей, получающие пособия. Пару для своего сына или дочери подыскивают родители, пользуясь, как правило, услугами свах. Добрачные связи запрещены. Процент разводов ниже, чем среди других израильтян[источник не указан 928 дней].
Трудоустройство
Большинство харедим-мужчин в Израиле официально не работает или работает минимальное количество часов, посвящая большую часть времени изучению Торы. Число ультраортодоксальных израильских мужчин, работающих в настоящее время, составило менее 50 % — в первые три месяца 2017 года официально трудоустроены были 49,6 % харедим. В то же время число работающих женщин-харедим остается неизменным — 73 %[2]. Основу бюджета семьи составляют государственные дотации[3] и, часто, заработок жены. Также они пользуются льготами, медицинскими страховками и т. п. как и все граждане Израиля[3]. Однако небольшая часть харедим принципиально не пользуются никакими пособиями государства, против существования которого они выступают, и в целом избегают вступать с ним в какие-либо отношения вплоть до обеспечения своих кварталов электричеством, производимым собственными генераторами (также из-за опасений нарушения законов шаббата сотрудниками Электрической компании).
Районы проживания
В Израиле существуют отдельные города, где большинство жителей является харедим (Бней-Брак, Эльад, Бейтар-Илит, Бейт-Шемеш, Модиин-Илит, Рехасим и др.). Во многих крупных городах, в том числе в Иерусалиме, есть отдельные кварталы, где селятся, в основном, харедим, например, Меа Шеарим. В США и Канаде есть несколько районов харедим, в основном, в Бруклине, Торонто и Монреале, а также несколько небольших городков в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси, где харедим составляют значительную часть населения.
Иллюстрации
Примечания
Источники
wikipedia.bio
Харедим — Циклопедия
Харедим
Народ
В Израиле ортодоксы закидали камнями полицию Израиль на грани гражданской войны между светскими и ортодоксальными евреями.Хареди́м (ивр. חרדים, аббревиатура от «харедим ли-двар Ѓашем» — «трепетно относящиеся к словам Всевышнего», ультраортодоксы, ультраортодоксальные евреи) — ревнивые последователи ортодоксального иудаизма.
[править] Общие сведения
Ультраортодоксы в основном проживают в Израиле, в США и в некоторых других странах Запада. Как правило, они образуют сообщества, предпочитая создавать свои общины.
В Израиле ультраортодоксы составляют около 800 тысяч человек, или 9−10% еврейского населения Израиля от 20 лет.
Хотя движение харедим возникло в Восточной Европе в среде хасидов, в среде ашкеназов, почитателей Рабби Авраам-Йешаяу Карелица, тем не менее, существует и сефардские харедим (примерно 300 тысяч человек).
Среди ашкеназских харедим выделяются хасиды и литваки.
Наиболее ортодоксальной частью харедим являются хардаль, хардальники (ивр. аббревиатура от «национальные харедим») — наиболее консервативная часть сторонников религиозного сионизма.
Благочестивые евреи занимаются в основном изучением Торы.
Многие харедим не могут служить в Армии обороны Израиля, поэтому ультраортодоксы — студенты йешив, получают ежегодно отсрочку от службы в Армии обороны Израиля. Правда с августа 2012 года срок действия этой нормы формально истёк.
Изучение Торы не даёт таким евреям и работать. Заработок жены может составляет основу бюджета семьи.
Большинство семей ортодоксов многодетные, в среднем 7−8 детей. Такие семьи получают пособия.
Одежда харедим традиционная, как правило ашкеназская (одежда чёрного цвета, ермолка, шляпа, под рубашкой носят талит-катан и т. д.). Женщины одеваются скромно, выполняя заповедь цниут.
В Израиле имеются отдельные города, где большая часть жителей составляют харедим (Бней-Брак, Бейтар-Илит, Бейт-Шемеш, Модиин-Илит, Рехасим и пр.). Во многих крупных городах, например в Иерусалиме находятся отдельные кварталы харедим, например Меа Шеарим.
В США и Канаде также есть несколько общин, главным образом, в Бруклине, Торонто и Монреале, а также в ряде маленьких городков в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси, где ортодоксы составляют значительную часть населения.
→ Противостояние светских и харедим
Ортодоксы могут становиться жертвой антисемитов, которые легко распознают в них евреев по традиционному наряду.
Также в самом Израиле существуют среди некоторых евреев (в основном светских, в том числе среди феминисток и т. д.) недовольство, направленное против харедим. Их обвиняют в иждивенчестве, фанатизме и уклонении от службы в израильский армии.
Харедим же например могут нападать на светских за нарушение шаббата[1]. Иногда происходят разного рода побоища между харедим и их антагонистами.
cyclowiki.org
Харедим — Википедия
Хареди́м (ивр. חרדים) — обобщающее название и, в некоторой степени, самоназвание различных ультраортодоксальных еврейских религиозных общин и членов этих общин в Израиле и вне его. Буквально оно означает «трепещущие» (перед Богом). Стиль жизни общин харедим определяется консервативными обычаями, сформировавшимися в европейском еврействе к XX веку, а также традиционными канонами иудаизма. Высшей духовной ценностью и идеалом считают пожизненное изучение Торы и усердное исполнение заповедей. Приветствуется исполнение правил и обычаев с максимальными строгостями.
Интересы харедим в парламенте Израиля и органах местного самоуправления в значительной мере представляют ультрарелигиозные политические партии. В израильской политике эти партии выступают против нарушений законов Торы на государственном уровне. Депутаты Кнессета из числа харедим принципиально не занимают министерские посты, но иногда руководят министерствами в чине замминистра. В Израиле харедим составляют около 800 тысяч человек, или 9 % еврейского населения Израиля от 20 лет.
Группы
По историческому происхождению и традициям выделяют две основные группы:
- Ашкеназийские харедим — потомки восточно-европейских и центрально-европейских евреев.
- Сефардские харедим — выходцы из стран Средиземноморья, северной Африки и Ближнего Востока.
По направлению в иудаизме:
- Хасиды — религиозное еврейское движение, возникшее в середине XVIII века, основателем его считается Баал Шем-Тов. Отличается более эмоциональным подходом к религиозной жизни. Среди «хасидов» выделяют множество «дворов» (общин) («Гур», «Бэлз», «Сатмар», «Бобов», «Махновка», и пр.) Во главе каждого «двора» стоит (или, как в «Любавич» и «Бреслев» стоял в прошлом) ребе, направляющий своих последователей. Отличаются наибольшей аскезой.
- Литовское направление — консервативная группа в ортодоксальном иудаизме. Начала формироваться на территории восточной Европы в XVIII веке. Отличается рациональным подходом к изучению Торы. Среди раввинов, оказавших влияние на формирование мировоззрения, были Виленский Гаон, Хафец-Хаим, Хазон-Иш и другие. Также известна как «миснагдим», букв. «противники», то есть, оппоненты хасидов.
- Сефарды-харедим — направление среди израильских харедим, включающее ортодоксов-сефардов (по данным CBS, примерно 300 тысяч человек).
- ХАРДАЛ, хардальники — (аббревиатура от «национальные харедим») — наиболее консервативная часть сторонников религиозного сионизма, чей образ жизни находится ближе к ультраортодоксам (харедим), чем к современным ортодоксам, не включаемым в число харедим.
Разделение на направления является в определённой мере условным, поскольку как среди последователей литовского течения, так и среди хасидов есть и сефарды; нет чёткой границы между «Хардаль» и частью бреславских и любавических хасидов, стоящих на про-сионистских позициях, а также между «литваками» и «современными ортодоксами» (не харедим).
Видео по теме
Особенности
Освобождение от службы в армии.
Юноши-харедим, учащиеся в ешивах, освобождались от службы в израильской армии со времени создания государства. Изначально речь шла о нескольких сотнях человек, но со временем количество харедим призывного возраста значительно увеличилось. В июле 2002 года вступил в силу Закон Таля, позволяющий учащимся в ешивах получать автоматически отсрочку от призыва до достижения возраста 22 лет. Затем отсрочка либо продлевалась ежегодно для тех, кто продолжал учёбу в ешиве или колеле[en], а прочим предлагался выбор между призывом на 16 месяцев или прохождением альтернативной службы в течение года. При этом, ученикам ешив и коллелей запрещалось устраиваться на работу, даже на неполную ставку. Закон был принят в качестве временной меры сроком на пять лет, и был продлён ещё на пять лет. В феврале 2012 года Закон Таля был признан неконституционным Верховным судом, и в августе 2012 года срок действия этой нормы истёк[1]. По действующему закону, харедим, получив повестку, должны явиться на призывной пункт в общем порядке (и могут быть арестованы за неявку), но затем их призыв, как правило, откладывается по распоряжению министра обороны, как нецелесообразный.
В 2002 году в составе Бригады Кфир был образован 97-й батальон «Не́цах Йехуда́» (ивр. נצח יהודה, неофициально называется также «На́халь Хареди́» (ивр. נח»ל חרדי) для харедим, желающих служить в армии, при этом строго соблюдая религиозные обряды, например, на их базах не проходят службу девушки, изучение Талмуда входит в распорядок дня, а надзор над кашрутом (кошерностью продуктов) осуществляется на уровне, принятом в общинах харедим. Заодно многие из них приобретают гражданскую профессию. Тем не менее, значительную часть батальона составляют выходцы из семей харедим, отчисленные или бросившие учёбу в ешиве ещё до призыва в армию (многие из них, либо их родителей примкнули к харедим лишь на каком-то этапе своей жизни, и не вписались полностью в эту прослойку), а также выходцы из наиболее ортодоксальных кругов религиозных сионистов, то есть, не харедим по происхождению, предпочитающие службу совместно с харедим. Большинство призывников из семей религиозных сионистов предпочитают службу в рамках Хесдер, то есть, совмещая учёбу в ешиве со службой в армии в течение пяти лет, из которых от 16 до 24 месяцев приходятся на военную службу.
Система образования
Существует отдельная негосударственная система учебных заведений. Мальчики учатся отдельно от девочек. Обучение мальчиков начинается с 3 лет. Сначала мальчики учатся в хедере, где подробно изучают Хумаш с комментариями, продолжают в ешиве, а после женитьбы — в колеле. Глубоко изучаются Вавилонский Талмуд и Галаха. Светские предметы изучаются в минимальном объёме, либо не изучаются совсем.
Одежда
Одежда харедим похожа на униформу и характеризуется прогрессирующей аскетичностью. В одежде преобладает чёрный цвет.
Круглый год мужчины одеваются в чёрные костюмы, белые рубашки, чёрные шапочки (ермолки) и чёрные шляпы. Многие мужчины под рубашкой носят талит-катан из чистой шерсти.
Женщины одеваются не менее аскетично. Длинные юбки, длинные рукава. Замужние покрывают волосы платком или париком, или париком со шляпкой. В некоторых хасидских общинах харедим наголо обритые жёны носят на голове платок. Одежда красного цвета считается запрещённой[источник не указан 570 дней]. Тенденция последних лет — женщины-харедим стали избегать цвета в одежде вообще. Использование косметики большинство харедим не приветствует.
Семья
Идеология харедим ратует за многодетность. Большинство семей многодетные, в среднем 7-8 детей, получающие пособия. Пару для своего сына или дочери подыскивают родители, пользуясь, как правило, услугами свах. Добрачные связи запрещены. Процент разводов ниже, чем среди других израильтян[источник не указан 570 дней].
Трудоустройство
Большинство харедим-мужчин в Израиле официально не работает, или работает минимальное количество часов, посвящая большую часть времени изучению Торы. Число ультраортодоксальных израильских мужчин работающих в настоящее время составило менее 50% — в первые три месяца 2017 года официально трудоустроены были 49,6% харедим. В то же время число работающих женщин-харедим остается неизменным – 73%. [2]Основу бюджета семьи составляют государственные дотации[3] и, часто, заработок жены. Также они пользуются льготами, медицинскими страховками и т.п, как и все граждане Израиля.[3]. Однако, небольшая часть харедим принципиально не пользуются никакими пособиями государства, против существования которого они выступают, и в целом избегают вступать с ним в какие-либо отношения, вплоть до обеспечения своих кварталов электричеством, производимым собственными генераторами (также из-за опасений нарушения законов шаббата сотрудниками Электрической компании).
Районы проживания
В Израиле существуют отдельные города, где большинство жителей «харедим» (Бней-Брак, Эльад, Бейтар-Илит, Бейт-Шемеш, Модиин-Илит, Рехасим и др.). Во многих крупных городах, в том числе в Иерусалиме есть отдельные кварталы, где селятся, в основном, харедим, например, Меа Шеарим. В США и Канаде есть несколько районов харедим, в основном, в Бруклине, Торонто и Монреале, а также несколько небольших городков в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси, где харедим составляют значительную часть населения.
Иллюстрации
Примечания
Источники
wiki2.red
Харедим — Википедия. Что такое Харедим
Хареди́м (ивр. חרדים) — обобщающее название и, в некоторой степени, самоназвание различных ультраортодоксальных еврейских религиозных общин и членов этих общин в Израиле и вне его. Буквально оно означает «трепещущие» (перед Богом). Стиль жизни общин харедим определяется консервативными обычаями, сформировавшимися в европейском еврействе к XX веку, а также традиционными канонами иудаизма. Высшей духовной ценностью и идеалом считают пожизненное изучение Торы и усердное исполнение заповедей. Приветствуется исполнение правил и обычаев с максимальными строгостями.
Интересы харедим в парламенте Израиля и органах местного самоуправления в значительной мере представляют ультрарелигиозные политические партии. В израильской политике эти партии выступают против нарушений законов Торы на государственном уровне. Депутаты Кнессета из числа харедим принципиально не занимают министерские посты, но иногда руководят министерствами в чине замминистра. В Израиле харедим составляют около 800 тысяч человек, или 9 % еврейского населения Израиля от 20 лет.
Группы
По историческому происхождению и традициям выделяют две основные группы:
- Ашкеназийские харедим — потомки восточно-европейских и центрально-европейских евреев.
- Сефардские харедим — выходцы из стран Средиземноморья, северной Африки и Ближнего Востока.
По направлению в иудаизме:
- Хасиды — религиозное еврейское движение, возникшее в середине XVIII века, основателем его считается Баал Шем-Тов. Отличается более эмоциональным подходом к религиозной жизни. Среди «хасидов» выделяют множество «дворов» (общин) («Гур», «Бэлз», «Сатмар», «Бобов», «Махновка», и пр.) Во главе каждого «двора» стоит (или, как в «Любавич» и «Бреслев» стоял в прошлом) ребе, направляющий своих последователей. Отличаются наибольшей аскезой.
- Литовское направление — консервативная группа в ортодоксальном иудаизме. Начала формироваться на территории восточной Европы в XVIII веке. Отличается рациональным подходом к изучению Торы. Среди раввинов, оказавших влияние на формирование мировоззрения, были Виленский Гаон, Хафец-Хаим, Хазон-Иш и другие. Также известна как «миснагдим», букв. «противники», то есть, оппоненты хасидов.
- Сефарды-харедим — направление среди израильских харедим, включающее ортодоксов-сефардов (по данным CBS, примерно 300 тысяч человек).
- ХАРДАЛ, хардальники — (аббревиатура от «национальные харедим») — наиболее консервативная часть сторонников религиозного сионизма, чей образ жизни находится ближе к ультраортодоксам (харедим), чем к современным ортодоксам, не включаемым в число харедим.
Разделение на направления является в определённой мере условным, поскольку как среди последователей литовского течения, так и среди хасидов есть и сефарды; нет чёткой границы между «Хардаль» и частью бреславских и любавических хасидов, стоящих на про-сионистских позициях, а также между «литваками» и «современными ортодоксами» (не харедим).
Особенности
Освобождение от службы в армии.
Юноши-харедим, учащиеся в ешивах, освобождались от службы в израильской армии со времени создания государства. Изначально речь шла о нескольких сотнях человек, но со временем количество харедим призывного возраста значительно увеличилось. В июле 2002 года вступил в силу Закон Таля, позволяющий учащимся в ешивах получать автоматически отсрочку от призыва до достижения возраста 22 лет. Затем отсрочка либо продлевалась ежегодно для тех, кто продолжал учёбу в ешиве или колеле[en], а прочим предлагался выбор между призывом на 16 месяцев или прохождением альтернативной службы в течение года. При этом, ученикам ешив и коллелей запрещалось устраиваться на работу, даже на неполную ставку. Закон был принят в качестве временной меры сроком на пять лет, и был продлён ещё на пять лет. В феврале 2012 года Закон Таля был признан неконституционным Верховным судом, и в августе 2012 года срок действия этой нормы истёк[1]. По действующему закону, харедим, получив повестку, должны явиться на призывной пункт в общем порядке (и могут быть арестованы за неявку), но затем их призыв, как правило, откладывается по распоряжению министра обороны, как нецелесообразный.
В 2002 году в составе Бригады Кфир был образован 97-й батальон «Не́цах Йехуда́» (ивр. נצח יהודה, неофициально называется также «На́халь Хареди́» (ивр. נח»ל חרדי) для харедим, желающих служить в армии, при этом строго соблюдая религиозные обряды, например, на их базах не проходят службу девушки, изучение Талмуда входит в распорядок дня, а надзор над кашрутом (кошерностью продуктов) осуществляется на уровне, принятом в общинах харедим. Заодно многие из них приобретают гражданскую профессию. Тем не менее, значительную часть батальона составляют выходцы из семей харедим, отчисленные или бросившие учёбу в ешиве ещё до призыва в армию (многие из них, либо их родителей примкнули к харедим лишь на каком-то этапе своей жизни, и не вписались полностью в эту прослойку), а также выходцы из наиболее ортодоксальных кругов религиозных сионистов, то есть, не харедим по происхождению, предпочитающие службу совместно с харедим. Большинство призывников из семей религиозных сионистов предпочитают службу в рамках Хесдер, то есть, совмещая учёбу в ешиве со службой в армии в течение пяти лет, из которых от 16 до 24 месяцев приходятся на военную службу.
Система образования
Существует отдельная негосударственная система учебных заведений. Мальчики учатся отдельно от девочек. Обучение мальчиков начинается с 3 лет. Сначала мальчики учатся в хедере, где подробно изучают Хумаш с комментариями, продолжают в ешиве, а после женитьбы — в колеле. Глубоко изучаются Вавилонский Талмуд и Галаха. Светские предметы изучаются в минимальном объёме, либо не изучаются совсем.
Одежда
Одежда харедим похожа на униформу и характеризуется прогрессирующей аскетичностью. В одежде преобладает чёрный цвет.
Круглый год мужчины одеваются в чёрные костюмы, белые рубашки, чёрные шапочки (ермолки) и чёрные шляпы. Многие мужчины под рубашкой носят талит-катан из чистой шерсти.
Женщины одеваются не менее аскетично. Длинные юбки, длинные рукава. Замужние покрывают волосы платком или париком, или париком со шляпкой. В некоторых хасидских общинах харедим наголо обритые жёны носят на голове платок. Одежда красного цвета считается запрещённой[источник не указан 601 день]. Тенденция последних лет — женщины-харедим стали избегать цвета в одежде вообще. Использование косметики большинство харедим не приветствует.
Семья
Идеология харедим ратует за многодетность. Большинство семей многодетные, в среднем 7-8 детей, получающие пособия. Пару для своего сына или дочери подыскивают родители, пользуясь, как правило, услугами свах. Добрачные связи запрещены. Процент разводов ниже, чем среди других израильтян[источник не указан 601 день].
Трудоустройство
Большинство харедим-мужчин в Израиле официально не работает, или работает минимальное количество часов, посвящая большую часть времени изучению Торы. Число ультраортодоксальных израильских мужчин работающих в настоящее время составило менее 50% — в первые три месяца 2017 года официально трудоустроены были 49,6% харедим. В то же время число работающих женщин-харедим остается неизменным – 73%. [2]Основу бюджета семьи составляют государственные дотации[3] и, часто, заработок жены. Также они пользуются льготами, медицинскими страховками и т.п, как и все граждане Израиля.[3]. Однако, небольшая часть харедим принципиально не пользуются никакими пособиями государства, против существования которого они выступают, и в целом избегают вступать с ним в какие-либо отношения, вплоть до обеспечения своих кварталов электричеством, производимым собственными генераторами (также из-за опасений нарушения законов шаббата сотрудниками Электрической компании).
Районы проживания
В Израиле существуют отдельные города, где большинство жителей «харедим» (Бней-Брак, Эльад, Бейтар-Илит, Бейт-Шемеш, Модиин-Илит, Рехасим и др.). Во многих крупных городах, в том числе в Иерусалиме есть отдельные кварталы, где селятся, в основном, харедим, например, Меа Шеарим. В США и Канаде есть несколько районов харедим, в основном, в Бруклине, Торонто и Монреале, а также несколько небольших городков в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси, где харедим составляют значительную часть населения.
Иллюстрации
Примечания
Источники
wiki.sc
Харедим — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Хареди́м (ивр. חרדים) — обобщающее название и, в некоторой степени, самоназвание различных ультраортодоксальных еврейских религиозных общин и членов этих общин в Израиле и вне его. Буквально оно означает «трепещущие» (перед Богом). Стиль жизни общин харедим определяется консервативными обычаями, сформировавшимися в европейском еврействе к 20 веку, а также традиционными канонами иудаизма. Высшей духовной ценностью и идеалом считают пожизненное изучение Торы и усердное исполнение заповедей. Приветствуется исполнение правил и обычаев с максимальными строгостями.
Интересы харедим в парламенте Израиля и органах местного самоуправления в значительной мере представляют ультрарелигиозные политические партии. В израильской политике эти партии выступают против нарушений законов Торы на государственном уровне. Депутаты Кнессета из числа харедим принципиально не занимают министерские посты, но иногда руководят министерствами в чине замминистра. В Израиле харедим составляют около 800 тысяч человек, или 9 % еврейского населения Израиля от 20 лет.
Группы
По историческому происхождению и традициям выделяют две основные группы:
- Ашкеназийские харедим — потомки восточно-европейских и центрально-европейских евреев.
- Сефардские харедим — выходцы из стран Средиземноморья, северной Африки и Ближнего Востока.
По направлению в иудаизме:
- Хасиды — религиозное еврейское движение, возникшее в середине 18 века, основателем его считается Баал Шем-Тов. Отличается более эмоциональным подходом к религиозной жизни. Среди «хасидов» выделяют множество «дворов» (общин) («Гур», «Бэлз», «Сатмар», «Бобов», «Махновка», и пр.) Во главе каждого «двора» стоит (или, как в «Любавич» и «Бреслев» стоял в прошлом) ребе, направляющий своих последователей. Отличаются наибольшей аскезой.
- Литовское направление — консервативная группа в ортодоксальном иудаизме. Начала формироваться на территории восточной Европы в 18 веке. Отличается рациональным подходом к изучению Торы. Среди раввинов, оказавших влияние на формирование мировоззрения, были Виленский Гаон, Хафец-Хаим, Хазон-Иш и другие. Также известна как «миснагдим», букв. «противники», то есть, оппоненты хасидов.
- Сефарды-харедим — направление среди израильских харедим, включающее ортодоксов-сефардов (по данным CBS, примерно 300 тысяч человек).
- Хардаль, хардальники — (ивр. аббревиатура от «национальные харедим») — наиболее консервативная часть сторонников религиозного сионизма, чей образ жизни находится ближе к ультраортодоксам (харедим), чем к современным ортодоксам, не включаемым в число харедим.
Разделение на направления является в определённой мере условным, поскольку как среди последователей литовского течения, так и среди хасидов есть и сефарды; нет чёткой границы между «Хардаль» и частью бреславских и любавических хасидов, стоящих на про-сионистских позициях, а также между «литваками» и «современными ортодоксами» (не харедим).
Особенности
Освобождение от службы в армии.
Юноши-харедим, учащиеся в йешивах, освобождались от службы в израильской армии со времени создания государства. Изначально речь шла о нескольких сотнях, но со временем количество харедим призывного возраста значительно увеличилось. В июле 2002 года вступил в силу Закон Таля, позволяющий учащимся в ешивах получать автоматически отсрочку от призыва до достижения возраста 22 лет. Затем отсрочка либо продлевалась ежегодно для тех, кто продолжал учёбу в ешиве или коллеле, а прочим предлагался выбор между призывом на 16 месяцев или прохождением альтернативной службы в течение года. При этом, ученикам ешив и коллелей запрещалось устраиваться на работу, даже на неполную ставку. Закон был принят в качестве временной меры сроком на пять лет, и был продлён ещё на пять лет. В феврале 2012 года Закон Таля был признан неконституционным Верховным судом, и в августе 2012 года срок действия этой нормы истек.[1] По действующему закону, харедим, получив повестку, должны явиться на призывной пункт в общем порядке (и могут быть арестованы за неявку), но затем их призыв, как правило, откладывается по распоряжению министра обороны, как нецелесообразный.
В 2002 году в составе Бригады Кфир был образован 97-й батальон «Не́цах Йехуда́» (ивр. נצח יהודה, неофициально называется также «На́халь Хареди́» (ивр. נח»ל חרדי) для харедим, желающих служить в армии, при этом строго соблюдая религиозные обряды, например, на их базах не проходят службу девушки, изучение Талмуда входит в распорядок дня, а надзор над кашрутом (кошерностью продуктов) осуществляется на уровне, принятом в общинах харедим. Заодно многие из них приобретают гражданскую профессию. Тем не менее, значительную часть батальона составляют выходцы из семей харедим, отчисленные или бросившие учёбу в ешиве ещё до призыва в армию (многие из них, либо их родителей примкнули к харедим лишь на каком-то этапе своей жизни, и не вписались полностью в эту прослойку), а также выходцы из наиболее ортодоксальных кругов религиозных сионистов, то есть, не харедим по происхождению, предпочитающие службу совместно с харедим. Большинство призывников из семей религиозных сионистов предпочитают службу в рамках Хесдер, то есть, совмещая учёбу в ешиве со службой в армии в течение пяти лет, из которых от 16 до 24 месяцев приходятся на военную службу.
Система образования
Существует отдельная негосударственная система учебных заведений. Мальчики учатся отдельно от девочек. Обучение мальчиков начинается с 3 лет. Сначала мальчики учатся в хедере, где подробно изучают Хумаш с комментариями, продолжают в йешиве, а после женитьбы — в колеле. Глубоко изучаются Вавилонский Талмуд, и Галаха. Светские предметы изучаются в минимальном объёме, либо не изучаются совсем.
Одежда
Одежда харедим похожа на униформу и характеризуется прогрессирующей аскетичностью. В одежде преобладает чёрный цвет.
Круглый год мужчины одеваются в чёрные костюмы, белые рубашки, чёрные шапочки (ермолки) и чёрные шляпы. Многие мужчины под рубашкой носят талит-катан из 100 % шерсти.
Женщины одеваются не менее аскетично. Длинные юбки, длинные рукава. Замужние покрывают волосы платком или париком, или даже париком со шляпкой. В некоторых хасидских общинах харедим наголо обритые жёны носят на голове платок. Одежда красного цвета считается запрещённой. Тенденция последних лет — женщины-харедим стали избегать цвета в одежде вообще. Использование косметики большинство харедим не приветствует.
Семья
Идеология харедим ратует за многодетность. Большинство семей многодетные, в среднем 7-8 детей, получающие пособия. Пару для своего сына или дочери подыскивают родители, пользуясь, как правило, услугами свах. Добрачные связи запрещены. Процент разводов ниже, чем среди других израильтян.
Трудоустройство
Большинство харедим-мужчин в Израиле официально не работает, или работает минимальное количество часов, посвящая большую часть времени изучению Торы. Основу бюджета семьи составляют государственные дотации[2] и, часто, заработок жены. Также они пользуются льготами, медицинскими страховками и т.п[2].
Районы проживания
В Израиле существуют отдельные города, где большинство жителей «харедим» (Бней-Брак, Эльад, Бейтар-Илит, Бейт-Шемеш, Модиин-Илит, Рехасим и др.). Во многих крупных городах, в том числе в Иерусалиме есть отдельные кварталы, где селятся, в основном, харедим, например, Меа Шеарим. В США и Канаде есть несколько районов харедим, в основном, в Бруклине, Торонто и Монреале, а также несколько небольших городков в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси, где харедим составляют значительную часть населения.
Иллюстрации
Jerusalem Mea Shearim posters.jpg
Один из харедим.
YakovLitzmanCongress.jpg
Яаков Лицман Хасид из партии «Яхадут ха-тора» — второй ежегодной конференции ОЭСР.
Напишите отзыв о статье «Харедим»
Примечания
- ↑ [www.bbc.co.uk/russian/international/2012/08/120801_israel_army_ultra_orthodox.shtml BBC Russian — В мире — Израильских ультраортодоксов хотят призвать в армию]
- ↑ 1 2 Марк Галесник. В куще событий // Geo. — 2012. — № 9.
Источники
- [toldot.ru/urava/ask/urava_1676.html?template=83 Рав Бенцион Зильбер. Ответ на вопрос «Что такое „Харедим“?»]
- [toldot.ru/urava/ask/urava_7231.html Рав Ашер Кушнер. О соотношении учебы и работы в обществе харедим.]
- [www.jew.spb.ru/ami/A325/A325-041.html Проф. Исраэль Дацковский. Незнакомый мир харедим]
- [news.bbc.co.uk/1/hi/world/middle_east/7636021.stm Haredi and technology] (англ.)
- [news.ufl.edu/2006/11/27/hasidic-jews Hasidic and Haredi Jewish population growth] (англ.)
- [maps.google.co.uk/maps/ms?hl=en&ie=UTF8&msa=0&msid=101839336367737846586.000470eef051a31cbc8c6&z=12 Map of the main Haredi Communities in Jerusalem] (англ.)
Отрывок, характеризующий Харедим
Князь Багратион, прищурившись, оглянулся и, увидав причину происшедшего замешательства, равнодушно отвернулся, как будто говоря: стоит ли глупостями заниматься! Он остановил лошадь, с приемом хорошего ездока, несколько перегнулся и выправил зацепившуюся за бурку шпагу. Шпага была старинная, не такая, какие носились теперь. Князь Андрей вспомнил рассказ о том, как Суворов в Италии подарил свою шпагу Багратиону, и ему в эту минуту особенно приятно было это воспоминание. Они подъехали к той самой батарее, у которой стоял Болконский, когда рассматривал поле сражения.– Чья рота? – спросил князь Багратион у фейерверкера, стоявшего у ящиков.
Он спрашивал: чья рота? а в сущности он спрашивал: уж не робеете ли вы тут? И фейерверкер понял это.
– Капитана Тушина, ваше превосходительство, – вытягиваясь, закричал веселым голосом рыжий, с покрытым веснушками лицом, фейерверкер.
– Так, так, – проговорил Багратион, что то соображая, и мимо передков проехал к крайнему орудию.
В то время как он подъезжал, из орудия этого, оглушая его и свиту, зазвенел выстрел, и в дыму, вдруг окружившем орудие, видны были артиллеристы, подхватившие пушку и, торопливо напрягаясь, накатывавшие ее на прежнее место. Широкоплечий, огромный солдат 1 й с банником, широко расставив ноги, отскочил к колесу. 2 й трясущейся рукой клал заряд в дуло. Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперед, не замечая генерала и выглядывая из под маленькой ручки.
– Еще две линии прибавь, как раз так будет, – закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцоватость, не шедшую к его фигуре. – Второе! – пропищал он. – Круши, Медведев!
Багратион окликнул офицера, и Тушин, робким и неловким движением, совсем не так, как салютуют военные, а так, как благословляют священники, приложив три пальца к козырьку, подошел к генералу. Хотя орудия Тушина были назначены для того, чтоб обстреливать лощину, он стрелял брандскугелями по видневшейся впереди деревне Шенграбен, перед которой выдвигались большие массы французов.
Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню. «Хорошо!» сказал Багратион на доклад офицера и стал оглядывать всё открывавшееся перед ним поле сражения, как бы что то соображая. С правой стороны ближе всего подошли французы. Пониже высоты, на которой стоял Киевский полк, в лощине речки слышалась хватающая за душу перекатная трескотня ружей, и гораздо правее, за драгунами, свитский офицер указывал князю на обходившую наш фланг колонну французов. Налево горизонт ограничивался близким лесом. Князь Багратион приказал двум баталионам из центра итти на подкрепление направо. Свитский офицер осмелился заметить князю, что по уходе этих баталионов орудия останутся без прикрытия. Князь Багратион обернулся к свитскому офицеру и тусклыми глазами посмотрел на него молча. Князю Андрею казалось, что замечание свитского офицера было справедливо и что действительно сказать было нечего. Но в это время прискакал адъютант от полкового командира, бывшего в лощине, с известием, что огромные массы французов шли низом, что полк расстроен и отступает к киевским гренадерам. Князь Багратион наклонил голову в знак согласия и одобрения. Шагом поехал он направо и послал адъютанта к драгунам с приказанием атаковать французов. Но посланный туда адъютант приехал через полчаса с известием, что драгунский полковой командир уже отступил за овраг, ибо против него был направлен сильный огонь, и он понапрасну терял людей и потому спешил стрелков в лес.
– Хорошо! – сказал Багратион.
В то время как он отъезжал от батареи, налево тоже послышались выстрелы в лесу, и так как было слишком далеко до левого фланга, чтобы успеть самому приехать во время, князь Багратион послал туда Жеркова сказать старшему генералу, тому самому, который представлял полк Кутузову в Браунау, чтобы он отступил сколь можно поспешнее за овраг, потому что правый фланг, вероятно, не в силах будет долго удерживать неприятеля. Про Тушина же и баталион, прикрывавший его, было забыто. Князь Андрей тщательно прислушивался к разговорам князя Багратиона с начальниками и к отдаваемым им приказаниям и к удивлению замечал, что приказаний никаких отдаваемо не было, а что князь Багратион только старался делать вид, что всё, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников, что всё это делалось хоть не по его приказанию, но согласно с его намерениями. Благодаря такту, который выказывал князь Багратион, князь Андрей замечал, что, несмотря на эту случайность событий и независимость их от воли начальника, присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники, с расстроенными лицами подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживленнее в его присутствии и, видимо, щеголяли перед ним своею храбростию.
Князь Багратион, выехав на самый высокий пункт нашего правого фланга, стал спускаться книзу, где слышалась перекатная стрельба и ничего не видно было от порохового дыма. Чем ближе они спускались к лощине, тем менее им становилось видно, но тем чувствительнее становилась близость самого настоящего поля сражения. Им стали встречаться раненые. Одного с окровавленной головой, без шапки, тащили двое солдат под руки. Он хрипел и плевал. Пуля попала, видно, в рот или в горло. Другой, встретившийся им, бодро шел один, без ружья, громко охая и махая от свежей боли рукою, из которой кровь лилась, как из стклянки, на его шинель. Лицо его казалось больше испуганным, чем страдающим. Он минуту тому назад был ранен. Переехав дорогу, они стали круто спускаться и на спуске увидали несколько человек, которые лежали; им встретилась толпа солдат, в числе которых были и не раненые. Солдаты шли в гору, тяжело дыша, и, несмотря на вид генерала, громко разговаривали и махали руками. Впереди, в дыму, уже были видны ряды серых шинелей, и офицер, увидав Багратиона, с криком побежал за солдатами, шедшими толпой, требуя, чтоб они воротились. Багратион подъехал к рядам, по которым то там, то здесь быстро щелкали выстрелы, заглушая говор и командные крики. Весь воздух пропитан был пороховым дымом. Лица солдат все были закопчены порохом и оживлены. Иные забивали шомполами, другие посыпали на полки, доставали заряды из сумок, третьи стреляли. Но в кого они стреляли, этого не было видно от порохового дыма, не уносимого ветром. Довольно часто слышались приятные звуки жужжанья и свистения. «Что это такое? – думал князь Андрей, подъезжая к этой толпе солдат. – Это не может быть атака, потому что они не двигаются; не может быть карре: они не так стоят».
Худощавый, слабый на вид старичок, полковой командир, с приятною улыбкой, с веками, которые больше чем наполовину закрывали его старческие глаза, придавая ему кроткий вид, подъехал к князю Багратиону и принял его, как хозяин дорогого гостя. Он доложил князю Багратиону, что против его полка была конная атака французов, но что, хотя атака эта отбита, полк потерял больше половины людей. Полковой командир сказал, что атака была отбита, придумав это военное название тому, что происходило в его полку; но он действительно сам не знал, что происходило в эти полчаса во вверенных ему войсках, и не мог с достоверностью сказать, была ли отбита атака или полк его был разбит атакой. В начале действий он знал только то, что по всему его полку стали летать ядра и гранаты и бить людей, что потом кто то закричал: «конница», и наши стали стрелять. И стреляли до сих пор уже не в конницу, которая скрылась, а в пеших французов, которые показались в лощине и стреляли по нашим. Князь Багратион наклонил голову в знак того, что всё это было совершенно так, как он желал и предполагал. Обратившись к адъютанту, он приказал ему привести с горы два баталиона 6 го егерского, мимо которых они сейчас проехали. Князя Андрея поразила в эту минуту перемена, происшедшая в лице князя Багратиона. Лицо его выражало ту сосредоточенную и счастливую решимость, которая бывает у человека, готового в жаркий день броситься в воду и берущего последний разбег. Не было ни невыспавшихся тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность.
Полковой командир обратился к князю Багратиону, упрашивая его отъехать назад, так как здесь было слишком опасно. «Помилуйте, ваше сиятельство, ради Бога!» говорил он, за подтверждением взглядывая на свитского офицера, который отвертывался от него. «Вот, изволите видеть!» Он давал заметить пули, которые беспрестанно визжали, пели и свистали около них. Он говорил таким тоном просьбы и упрека, с каким плотник говорит взявшемуся за топор барину: «наше дело привычное, а вы ручки намозолите». Он говорил так, как будто его самого не могли убить эти пули, и его полузакрытые глаза придавали его словам еще более убедительное выражение. Штаб офицер присоединился к увещаниям полкового командира; но князь Багратион не отвечал им и только приказал перестать стрелять и построиться так, чтобы дать место подходившим двум баталионам. В то время как он говорил, будто невидимою рукой потянулся справа налево, от поднявшегося ветра, полог дыма, скрывавший лощину, и противоположная гора с двигающимися по ней французами открылась перед ними. Все глаза были невольно устремлены на эту французскую колонну, подвигавшуюся к нам и извивавшуюся по уступам местности. Уже видны были мохнатые шапки солдат; уже можно было отличить офицеров от рядовых; видно было, как трепалось о древко их знамя.
wiki-org.ru